smolyaninov.do.am

официальный сайт Артура Смольянинова
Текущее время: 2024-03-28

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: "Посвящается Ялте"
СообщениеДобавлено: 2013-03-25 
Не в сети

Зарегистрирован: 2012-08-22
Сообщения: 31
Откуда: Санкт-Петербург
Мне не хотелось оставлять новых отзывов на затихшем форуме, чтобы не превращать его в свой ЖЖ, но не могу промолчать относительно «Посвящается Ялте». Обидно, что малопривлекательные работы Артура типа «Жары», «Елок», «Фантома» или «Духлесса» широко известны публике, а действительно достойный театральный материал, повышающий, как мне кажется, его профессиональную репутацию и идущий лично от актера, остается незамеченным и почти недоступным иногороднему зрителю. «Ялта» способна подарить долгожданное удовлетворение от содержательной части произведения, художественной составляющей композиции и волнующего исполнения роли любимым артистом. Здесь совпало всё. Мне интересен именно такой А.Смольянинов, и его участие в этом проекте наполняет меня радостью.

К сожалению, в силу отдаленности от Москвы я видела «Посвящается Ялте» только в записи, выложенной «ВКонтакте». Качество ролика огорчает безмерно – шумы, хрипы, темнота, дрожание. Но не спешите отворачиваться, задержитесь! Это видео, которое лучше прокручивать в режиме радиоспектакля, спровоцировало в нашей семье цепную реакцию. Я прослушала композицию сама, перечитала поэму и предложила мужу пройти тот же путь. В итоге «Ялта» захватила нас на целый вечер: мы обсуждали театральную версию и первоисточник, спорили, снова разбирали текст по строчкам. Завидую людям, которые могут воспринимать И.Бродского налету. Я «утопаю» даже, казалось бы, в несложных произведениях.

«Посвящается Ялте» - это не традиционный спектакль. По форме – литературно-музыкальная композиция, а по сути – своеобразная притча с философским подтекстом, которая оставляет после просмотра много размышлений и даже несогласий с автором. Я не понимаю, почему в анонсе она названа «детективной зарисовкой с элементами мелодрамы». По-моему, нехитрый сюжет о расследовании преступления и блестящий по литературному замыслу опрос подозреваемых лиц – лишь фон для раздумий И.Бродского, положенных в основу этой истории. Квинтэссенция поэмы – строки вне монологов четырех персонажей, имеющих отношение к потерпевшему.

Небольшое отступление

Вообще говоря, в «Посвящается Ялте» И.Бродский лишь обозначил тему, оформив введение и заключение в некий набор символов и выводов, которые рождают у меня больше вопросов, чем ответов. Но в этом, как ни странно, и состоит сила произведения. Понятно, что в рамках такой узкой литературной формы просто невозможно раскрыть суть всех проблем, беспокоящих молодого поэта.

Мне нравятся стихи, в которых образ стоит перед глазами, где не надо расшифровывать каждое слово, где нет вязкой недосказанности и двусмысленности. У меня другой склад ума и техническое образование. Я ценю стройность мыслей и их последовательность. И как представителю точной науки, мне необходимо определиться с исходными формулировками и понятиями, которыми так легко жонглируют поэты и, в частности, И.Бродский в «Ялте». Я понимаю чувства и сомнения автора, он интересен мне как литератор-мыслитель, но не близок как поэт со своим специфическим языком и манерой изложения. Вот, например:

«Доказанная правда
есть, собственно, не правда, а всего
лишь сумма доказательств
».

Для меня в этой цитате словосочетание «доказанная правда» звучит как «доказанная точка зрения». Понятие «правда» лежит в другой плоскости и не требует доказательств. Точка зрения, напротив – это продукт выстраивания аргументов в логическую цепочку, т.е. происходит подмена определений.

«В атомный век людей волнует больше
не вещи, а строение вещей
».

Что имеется в виду? Упрек ли это всему обществу? Действительно ли наш «фокус» сбился, и мы разучились видеть главное, погрязли в частностях, упустили в чем-то важный смысл? Бесконечные «или» толкаются и роятся в моей голове. Я спотыкаюсь, сомневаюсь, застреваю почти на каждой фразе. Возможно, поэтому каждый из нас воспримет «Посвящается Ялте» по-своему как нечто очень личное и в то же время глубокое, дающее возможность познать самого себя. Но постепенно первоначальная беспомощность рассеивается и перерастает в итоге в удовлетворение. Это и делает произведение запоминающимся, притягивает, заставляет обращаться к нему вновь и вновь.

И.Бродский отрицает логику в нашем привычном понимании. Он подчеркивает субъективность оценки любого события. Поэт не признает важность причинно-следственных связей. Поэтому и детектив как таковой для него неинтересен, не имеет смысла. В его системе варьируемых ценностей логика в расследовании кровопролития теряет центральное место. В основу ставится мотив, повод к преступлению. И.Бродский переопределил термин убийцы. Поэт не стремится однозначно назвать им того, кому жизнь вложила пистолет в руку, кого череда случайных событий заставила спустить курок. Я не осмелюсь спорить или возражать. Но, переопределив понятия, следует переоценить и наказание за преступление. А в тексте «Посвящается Ялте» нет никаких указаний на то, кто из персонажей (сын капитана? отец?) в итоге будет осужден и какое возмездие ему полагается:

«Простите, я сейчас
не в силах размышлять о наказаньи
».

Честно говоря, меня смущает такая недосказанность. Не сделан самый решительный шаг. Не найден ответ на повисший в воздухе вопрос.

«Объясните мне тогда,
в чем смысл жизни? Неужели в том,
что из кустов выходит мальчик в куртке
и начинает в вас палить?


При чем здесь смысл жизни?.. По-моему, речь идет вовсе не о смысле, а о свойстве жизни, т.е. в очередной раз происходит подмена понятий.

Иными словами, язык И.Бродского нельзя назвать простым и ясным, позволяющим однозначно прочитать текст поэмы. Тем не менее, невозможно не почувствовать, что в своих произведениях он говорит о чем-то очень важном, глобальном, волнующем. И.Бродский всегда отправляет читателя в самостоятельное дальнее путешествие, даже если не дает нам четких ориентиров. А авторский посыл поэта или писателя, который проникает в душу и находит отклик, его стремление задать сложные вопросы, попытка (любая - незавершенная, невнятная, наивная, несостоятельная или не до конца понятная) поразмышлять на бездонные темы всегда вызывает у меня безграничное уважение.

х х х

Я благодарна Артуру за прикосновение к «Ялте». Его работа не оставила меня равнодушной. При низком качестве имеющейся в распоряжении записи говорить об испытанных эмоциях и уровне исполнения, наверное, глупо. Мне были недоступны не только нюансы – взгляды, мимика, накал страстей. Рассинхронизация звука и видео лишила меня даже жестов, а местами и изображения. И все же я смогла составить общее представление об этой работе. Мне понравилась выбранная лаконичность формы и выразительных средств. Музыка, неторопливый негромкий разговор, полумрак. Редкая в наши дни строгость и тонкость. Ничто не отвлекает от поэтического слова. Рассказ о событиях ведется посредством монологов и мелодии. Никакой излишней театральности и наигранности, ничего постороннего. Луч света освещает фигуры на сцене. Только мужской и женский голоса – и разные персонажи, разные судьбы, разные психологические образы. Закрой глаза – и вслушивайся.

Мне нравится, как Артур читает «традиционные» стихи и прозу, но поначалу преамбула к детективному расследованию слышалась иначе. Ну и пусть! «По-другому» в данном случае совсем не означало «не так»! Теперь же, чем больше привыкаю к прочтению поэмы, тем более выигрышным оно мне представляется.

Почему-то отчетливо запомнилось ощущение холодка по коже от абсолютно естественного и простого вопроса, заданного И.Бродским и Е.Брик от лица сына капитана: «Я промахнулся! Правда? Правда? Правда?!» Обрывающийся на последнем слове голос - ужас осознания ребенком последствий своего импульсивного поступка. Ужас невероятно-будничной уязвимости человеческой жизни. И последующие оглушительные аккорды…

Меня радует, что несмотря на достаточно короткий объем «литературной части», авторы спектакля не стали «разбавлять» ее другими стихами. В противном случае произведение наверняка проиграло бы. А вот музыка диссонанса не вызвала. А.Шнитке, И.Бах, литературный текст И.Бродского – замечательное и содержательное «родство». Попеременные - то тревожные, то певучие, то тягостно-скрипучие - интонации виолончели перекликалась с обостренным нервом сюжета, отлично соответствовали авторским размышлениям и заложенному в тексте трагическому восприятию грустно-душного мира. При этом мелодия не только выражала настроения поэмы, подстегивала чувства и мудро сплетала актерские монологи. Музыка давала мне резерв времени привести разбегающиеся мысли в относительный порядок.

Я не люблю театр по телевидению, а в зрительном зале смотрю спектакли только с первых рядов. Мне необходимы выражения лиц артистов и чувство сопричастности. Тем не менее, «Ялта» занозой застряла в мозгу. И потому мне безумно жаль, что не смогу оценить этот литературно-музыкальный проект вживую или хотя бы в записи нормального качества. Я огорчена, что в гастрольных планах «Современника» в Питере не оказалось «Горбунова и Горчакова» (так надеялась и так искала хотя бы видеоверсию спектакля!), да и Артур к нам не приехал. Мы с мужем, безусловно, рады встрече с С.Гармашом, М.Нееловой, Е.Симоновой и другими замечательными артистами. И все-таки по-прежнему ждем А.Смольянинова в Петербурге вместе с «Горбуновым и Горчаковым». По отрывкам чувствую – шикарный многогранный спектакль с блестящими актерскими работами, из разряда театральных событий. Да и вообще мне отчего-то кажется, что роман с театром у Артура пока складывается удачнее, чем с кино, которое не всегда отвечает ему взаимностью.

И еще одна приятно поразившая меня деталь, которая абсолютно случайно бросилась в глаза. Я не привыкла измерять искусство и удовольствие в рублях, но билеты в партер (какой смысл смотреть на сцену с галерки?!) на два спектакля «Современника» (третий осилить уже не смогли) обошлись нам в 6000 руб х 2 + 5000 руб х 2 + 10%. Итого убойная цифра получается - супруг до сих пор ворчит на мои театральные прихоти. Для сравнения привожу диапазон цен на «Посвящается Ялте» в Москве: 500-700 руб. Все понимаю – разные города, залы, количество участников, декорации, доброе имя «Современника», ставшее брендом. И все же разница в порядок величины говорит мне о том, что артисты во главе с Артуром Смольяниновым и Борисом Андриановым работают не ради кармана, не выдвигают в приоритет коммерческую составляющую театра. У них нет никаких потребительских настроений. Они помнят о своем зрителе, вкладывают душу, не подстраиваются под сегодняшние поверхностные запросы аудитории и пытаются донести до нас свои мысли и свои эмоции. Спасибо им большое!

К сожалению, их предыдущую совместную работу «Искренне Ваш» по письмам композиторов мне не удалось найти даже в такой некачественной записи. Абсолютно уверена, что это был интересный, гармоничный и волнующий материал. Желаю Артуру и Борису продуктивного творческого союза, успешных выступлений и новых проектов, а также непременного расширения географии концертов за пределы Москвы, Новосибирска и Магадана.

И еще раз браво! Очень достойная трактовка «Посвящается Ялте» получилась!


Последний раз редактировалось Svetlana0303 2013-04-11, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: "Посвящается Ялте"
СообщениеДобавлено: 2013-04-01 
Не в сети

Зарегистрирован: 2012-08-22
Сообщения: 31
Откуда: Санкт-Петербург
Анонс
Музыкальный спектакль "Посвящается Ялте" (история одного убийства) с участием актеров Московского театра "Современник" Артура Смольянинова и Клавдии Коршуновой, виолончелиста Бориса Андрианова и пианиста Андрея Гугнина.
14 мая - г.Южно-Сахалинск, "Чехов-центр", 19.00
15 мая - г.Невельск, РДК, 19.00

http://www.sakhalin.info/news/82503/
http://afisha.sakh.com/event/4814?utm_m ... witterfeed


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: "Посвящается Ялте"
СообщениеДобавлено: 2013-05-15 
Не в сети

Зарегистрирован: 2012-08-22
Сообщения: 31
Откуда: Санкт-Петербург
Небольшой видеоролик в приличном качестве здесь http://www.youtube.com/watch?v=TuQ8pkB5Zgg
И бесконечно радуют такие сообщения: "Все идет к тому, что спектакль "встанет" в репертуар театра "Современник".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB