В каком фильме тебя можно будет увидеть в ближайшее время? А.Смольянинов:
«Последний забой», но лучше не смотрите.
(процитировано отсюда:
http://artursmolianinov.narod.ru/internet1.html)
Не поняла подобной реакции Артура. Мне «Последний забой» понравился. (Или недовольство касалось только роли и собственного исполнения?) Проняло. Режиссер С.Бобров знал, что хотел показать. Такая понятная и при этом объёмная история о доли простых русских мужиков из провинции. Не живущих – выживающих. Таких же, как тысячи других, за одним исключением - они потеряли веру в завтрашний день, пребывают в глубоком ощущении безнадежности. Им некуда уйти, не вырваться из порочного круга безденежья и проблем. В целом, обычная жизнь 90-х без всяких романтических покровов. Трагедия «рядового» населения за пределами Садового кольца. Отлично передана атмосфера тех лет. Но девять из десяти коллег С.Боброва сняли бы на эту тему очередную чернуху, а его фильм не получился таким, не смотрится мрачно и негативно. Герои необычны для нашего современного кинематографа - уже забыла, когда показывали кино про представителей рабочих специальностей. Главная идея хороша - доведенные до последней черты нищетой и жизненными неурядицами шахтеры решили пожертвовать собой во имя материальной помощи своим близким. Волнующая история, побуждающая к размышлениям. Неплохо написан сценарий, нет ничего наносного. Рельефно показаны характеры главных героев. Фильм нестандартный, смотреть его действительно интересно, захватывает.
Четверо главных персонажей – представители разных поколений, что придает ситуации дополнительный трагизм. И у каждого из них – свой повод поквитаться с жизнью.
Сергей – многодетный отец, впавший в депрессию на пике личных и экономических проблем. Он собрался уйти, чтобы облегчить себе жизнь, избавиться от груза разочарований и не мириться с выбором дочери, а заодно помочь родным материальной компенсацией за потерю кормильца. После сцены с Настей, приехавшей из города навестить семью, сама бы на его месте пошла и удавилась.
Повод к самоубийству Анатолия Ивановича вызван болезнью и немощью жены, отсутствием средств на ее лечение, желанием искупить свою давнюю вину перед ней. Верю обоим героям – жизнь не удалась.
С.Гармаш - просто украшение фильма, сыграл своего персонажа потрясающе. В «Последнем забое» Сергей в его исполнении – своеобразный камертон, тест на фальшь, эталон достоверности, с которым я сравниваю все остальные действующие лица. Не могу не оценить игру П.Зайченко. Раньше я почему-то не замечала этого артиста, но после просмотра за прошедшие полгода «Сибирь. Монамур», «Последнего забоя», «Дома», ну и «Я» в придачу открыла для себя новое имя. (Оказалось, что совсем забыла про «Такси-блюз», где он снимался еще молодым. Изменился с годами слегка - вот и не признала сразу.)
Дальше чуть-чуть о том, что мешает идеальному восприятию фильма.
Ефим Ильич – одинок, оторван от родных, покинувших Родину много лет назад. По-человечески он вызывает симпатию, но мотивы к самоубийству не кажутся убедительными, вопросов по его роли больше, чем ответов в фильме. Точнее, ответы вроде как есть, только притянуты за уши.
Теперь об Андрее (герое А.Смольянинова). От тех, кого люблю, всегда жду сильных эмоций и стопроцентного попадания в образ. Чтобы роль меня зацепила, чтобы в душе покоя не было. А пока покоя нет от легкого дискомфорта - персонаж слегка искусственный получился. Что-то с Андреем не то, нет психологической точности в поступках. Друзья принимают решение погибнуть, инсценировав несчастный случай, а парень отстраненно молчит всю сцену, а потом восклицает удивленно: «Вы чего, мужики?» Ни тогда, ни позднее не попытался их остановить, привести в сознание (агитацию на футбол вряд ли можно считать серьезным поводом «встряхнуть» коллег). Разве не естественная человеческая реакция – попробовать предотвратить катастрофу, достучаться, убедить? Я бы на его месте не смогла быть настолько хладнокровной, чтобы регулярно присутствовать при обсуждении суицидных замыслов товарищей.
Отчего-то не очень верю и в самоубийство Андрея от неразделенной любви. Да, его гибель не доставит беспокойства родне – отец давно сгинул в шахте, матери, судя по всему, тоже нет. Но почему он дорожит своей жизнью меньше, чем своими чувствами? Что заставляет его присоединиться к напарникам? Никак не вяжется у меня неразделенная любовь, свадьба и отложенное на два дня самоубийство. Невразумительный Ефим Ильич уже «генерит» вовсю, а бригада дает отбой в связи с нежданным торжеством. Покончить с собой назло любимой – это я понимаю. Шантажный суицид – это весомо. Но так демонстративно поступают истеричные малолетние девочки, да и Андрей сам отрицает подобный мотив. И в этом случае совсем не нужно обставлять дело как несчастный случай. Написал посмертную записку: «В моей смерти прошу винить Клаву К.» - и мучайся, дорогая. Какие варианты остаются? Не смог жить без Анжелы, непереносимо страдал и решил покончить с собой для облегчения собственной боли? Или любовь как средство самооценки и принятия себя: подруга – королева красоты, а я – только нищий шахтер, бойфренд, т.е. ничтожество? Лапки по швам – и в омут? Отвлечься от проблем у него не получается – родителей нет, невеста умчалась в светлое будущее, а у самых близких товарищей тоже мрачные планы. Но ни один из вариантов не убеждает. Для последнего шага нужен нервный срыв, чтобы психическое напряжение превышало возможности на выживание. Не увидела ничего подобного ни в роли, ни в исполнении. Не нашла я в Андрюхе предельной измученности жизнью. Запил бы с горя на недельку по-черному, как обычно бывает у пролетариев – поверила бы без труда. А, может, ситуация еще проще: надоело быть ненужным, захотелось убежать от обид - вот и решил из солидарности поддержать товарищей? Такое у него понимание мужской дружбы? Короче говоря, так и не разобралась, не поверила до конца. Поэтому в отношении персонажа Артура миндальничать не буду: мне показалось, что герои С.Гармаша и П.Зайченко более убедительны, ведь и натура у обоих вполне рабоче-крестьянская, и материал богаче, и повод, толкнувший к последнему шагу в забой, менее сомнителен. А оценивать воплощение образа, который мне не до конца понятен, не берусь.
Итак, Ефим Ильич (герой А.Горбунова) и Андрюха были лишними в этой четверке смертников, сценаристы слегка пережали. Не многовато ли желающих на квадратную единицу земной площади? Все-таки всем вместе завалить себя в забое – это не в баню за компанию сходить (так, кажется, говорил Серега?). Дед, он же Анатолий Иванович приходил к мысли о самоубийстве долго, успел все обдумать и решиться. Но почему Сергей и Ефим Ильич согласились на суицид практически мгновенно, не вникая, не размышляя, не мучаясь бессонными ночами? Как пионеры – всегда готовы. Только Андрей созревал морально и присоединился к товарищам позднее.
Несколько слов о концовке. Гибель шахтеров после запланированного обвала или от нехватки воздуха, безусловно, сделала бы картину более цельной и правдивой. Странно, что заранее подготовленный взрыв аварийного и плохо укрепленного участка шахты так и не привел к желаемому результату. Если бы среди потенциальных самоубийц не было грамотного специалиста, то ситуация была бы более достоверной. По-видимому, сценаристам и режиссеру очень не хотелось убивать своих героев. Но у меня не поворачивается язык осуждать их за проявленное милосердие. Наверное, они правы. Иначе – очередная беспросветная чернуха, честная и безнадежная. С другой стороны, при таком финале ситуация может показаться еще более угнетающей: и жизнь людям не задалась, и смерть. Их вырвали из забоя, и остается только догадываться о дальнейшем бесперспективном будущем. Но как тогда интерпретировать последние кадры всеобщего веселья?
Все это, однако, не портит впечатления о «Последнем забое». Чуть отвлекает, вызывает желание выслушать другие мнения, поспорить, но не раздражает. Хорошая драма со смыслом, с душой, с любовью к своей стране. Родные лица, привычные декорации, знакомые проблемы. А фильм нетипичный, запоминающийся, выгодно отличающийся от той муры, сладкоголосой лжи и мерзкой чернухи, которая сегодня заполнила всё телевизионное пространство.